Князь Александр Борисович Куракин (1752-1818) – знаменитый царедворец и дипломат времен Екатерины II, Павла I и Александра I – был правнуком петровского вельможи Б. И. Куракина, которому в 1700 году Петр I пожаловал сельцо Борисоглебское вместе с 20 тысячами десятин земли, расположенной по рекам Хопер и Сердоба. В 1782 году князь Александр переименовал его в Надеждино, и это символическое название было дано им не случайно. Дело в том, что в самом расцвете блестящей придворной карьеры князь, с детства воспитывавшийся в роскоши и выросший вместе с цесаревичем Павлом, был удален от двора. Богатство, знатность и влиятельное родство – все оказалось ничтожным перед гневом императрицы Екатерины II, и опальный Куракин, прозванный при дворе «бриллиантовым князем», был вынужден провести в «саратовской глуши» долгих 14 лет. В надежде на скорое возвращение в Петербург весьма честолюбивый князь занялся обустройством своего имения. Большой любитель роскоши, лошадей, женщин и прочих светских утех, гурман и балагур, а вместе с тем деспот и самодур, Куракин возвел на берегу Сердобы великолепный дворцовый ансамбль, спроектированный, по предположению некоторых специалистов, при участии великого итальянского зодчего Джакомо Кваренги. Пустые глазницы окон и зияющие пролеты – все, что сохранилось от былого величия Дворец возводился в течение 8 лет, и после окончания строительства о нем заговорили в губернии. Он представлял собой грандиозное трех этажное строение, выполненное в духе классицизма и насчитывавшее до 80 комнат, окруженное каменной оградой и двумя полукруглыми флигелями. К торцам флигелей были пристроены прямоугольные корпуса, образовывая две «подковы», которые составляли парадный двор с воротами-въездами с восточной и западной стороны. Главный въезд располагался на восточной границе, и от ворот к дворцу вела широкая аллея. Анфилады комнат – в свое время здесь гостили помещики и аристократы. О внутреннем убранстве дворца можно судить лишь по воспоминаниям и немногим фотографиям. В Надеждино было множество кабинетов, спальных комнат и просторных гостиных с белой мебелью и зеркалами, обставленных изделиями из бронзы, французского фарфора, богемского стекла и мрамора. А также музыкальный зал и столовая с хорами (у Куракина были свои певцы, два оркестра, театральная и балетная труппы и сонм живописцев, набранных из талантливых крепостных). В штате числились и приглашенные художники, музыканты, литераторы. Особенно славилось Надеждино своей художественной галереей, в которой было богатое собрание гобеленов, гравюр, скульптур, ваз, картин русских и западных мастеров, портретов исторических лиц и других произведений искусства. Украшением дома являлась уникальная библиотека. Выполненный в духе классицизма дворец являлся одним из ярчайших памятников отечественого зодчества Дворец был хорошо виден с самых отдаленных равнин. К реке вели крутые спуски-серпантины, а с северной стороны от дворца простирался огромный английский парк. Князь Куракин не зря слыл в округе известным чудаком. Всем аллеям, дорожкам, беседкам и павильонам он дал загадочные названия. В его парке были аллеи «Истинного разумения» и «Воспоминания прошедших утех», беседка «Катюши» и павильон «Вместилище чувствий вечных». Будучи очень богатым и тщеславным человеком, Куракин не смирился со своим изгнанием и заточением в провинции и превратил свой дворец в место увеселения местной аристократии. Помещики и знатные горожане из Саратовской и Пензенской губерний подолгу жили в Надеждино (многочисленных гостей обслуживали около 300 слуг), и рассказы об их развлечениях и забавах – пышных балах, карнавалах, театрализованных представлениях, прогулках, катаниях на лодках и санях – надолго пережили самого «бриллиантового князя». Вступивший на престол Павел I призвал, было, своего друга назад ко двору, даже осыпал его богатствами и увешал орденами. Но отношения между ними были уже не те, что в молодости, и вскоре князь Куракин вновь приехал в Надеждино, где провел еще два года. Очередное возвращение ко двору «бриллиантового князя» состоялось уже при Александре I, Куракин продолжил дипломатическую карьеру и больше в Надеждино не бывал. После смерти князя имение быстро пришло в запустение, а пожар в начале 20-х годов ХХ века довершил дело его разрушения. Ничего не осталось от роскошно убранных интерьеров дворца, сохранились лишь величественная парадная лестница и анфилады комнат. Но и в полуразрушенном состоянии этот памятник отечественного зодчества, составляющий национальную гордость русской культуры, величаво возвышается над округой, напоминая о давно ушедшем времени, когда по художественному уровню архитектуры Надеждино могло сравниться с самыми значительными дворянскими усадьбами России. Источник: http://www.dom.terramix.ru
|